Если вы читаете эти строки, значит, вас
заинтересовал обряд крещения в Православной Церки. Возможно, вы
собираетесь покрестить ваших детей; возможно, вас попросили быть
крёстным родителем или же просто принять участие в Таинстве Крещения. На
следующих страницах вы узнаете, как происходит обряд Крещения, и какого
его значение.
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ «КРЕЩЕНИЕ»?
Слово «крещение» происходит от греческого слова baptismos, что буквально означает погружение. Итак, через погружение в воду происходит наше присоединение к Церкви Христовой.
Феномен водного крещения существовал до
христианства в качестве различных ритуальных очищений, практикуемых в
древней еврейской религии, но приобрел своё особое значение с момента
погружения Иоанном Крестителем в воды Иордана Иисуса Христа.
Общий символизм погружения и появления
вновь из воды связан со смертью и воскресением. Когда мы погружаемся в
воду, мы «умираем» для жизни на поверхности (и на самом деле, если мы
задержимся надолго, то можем умереть в самом прямом смысле), а когда мы
появляемся из воды, этим мы возрождаемся для новой жизни.
Через крещение православные христиане
таинственным образом становятся причастниками смерти и воскресения
Христа, дарующего нам жизнь.
В наше время погружение в воду не
практикуется в большинстве западных христианских церквей, заменивших его
символическим «омовением» или «окроплением». Это привело к потере
логической цепочки между главным элементом крещения и его значением:
приобщиться к жизни, даруемой Христом, через Его смерть и воскресение.
Конечно, не всегда есть возможность
целиком погрузить человека в воду. В истории Православной Церкви в
основном больные и заключённые были «крещены» омовением головы водой (а
иногда – расказывается в деяниях первых христианских мучеников –
заключённым омывали руки или ноги, то есть те единственные части тела,
которые они могли выставить из камеры...). И такие формы «погружения без
погружения», в экстренных случаях, принимаются Церковью. Несмотря на
это, когда условия позволяют, очень важно, чтобы действие, которым
вводят в христианскую общину, было действием, помогающим понять наше
участие в смерти и воскресении Христа.
КРЁСТНЫЕ РОДИТЕЛИ (ВОСПРИЕМНИКИ)
Родители ребёнка знают, что для крестин
необходимо выбрать хотя бы одного мужчину (крёстного отца) или женщину
(крёстную мать) в качестве особого свидетеля и гаранта крещения:
церковые правила требуют наличия хотя бы одного крестного родителя
(обычно того же пола, что и будущий крестник или крестница). Сейчас в
большинстве церквей практикуется иметь двух крёстных, чаще всего это
мужчина и женщина.
Учреждение крёстных (восприемников) –
очень древний обычай. Во времена преследования первых христиан было
крайне важным иметь кого-то, кто мог бы гарантировать серьёзность
намерения вступающего в Церковь. Не менее важным было иметь
руководителя, который мог бы передать опыт христианской жизни личным
примером. И сегодня Церковь настаивает на руководящей роли крёстных отца
и матери и просит их взять под свою ответственность воцерковление
детей. Именно поэтому необходимо, чтобы крёстные родители были
православными: честно говоря, нельзя требовать от человека следить за
духовной жизнью другого христианина в не своей Церкви и вере!
Многие спрашивают, можно ли в качестве
крёстных представить не двое, а больше людей. Православная Церковь
допускает в составе «дополнительных» крёстных родителй христиан не
православного вероисповедания, но всё же настаивает на том, чтобы
«главные» крёстные (один или два) были православными и брали на себя
основную роль наставника в вопросах веры.
Зачастую просят рассматривать в качестве
восприемников людей, отсутствующих на момент крещения (например,
близких друзей, проживающих в другой стране). Данное пожелание может
быть обусловлено тесными родственными или дружескими связями. В таких
случаях Церковь требует присутствия одного или двух крёстных, которые
могли бы расцениваться как «представители» отсутствующих крёстных. В
любом случае, хорошо, когда ребёнок может расчитывать на присутствие своих крёстных родителей, а не только на их дружбу. Ведь не легко следить за духовной жизнью другого человека на расстоянии.
КРЕЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН
В первые века Церкви, когда жизнь
христиан подвергалась опасностям и преследованиям, и впоследствии, когда
большая часть населения Римской Империи присоединилась к Церкви, к
обряду крещения требовалась длительная подготовка.
Излюбленное время для крещения в те века
был праздник Пасхи, во время которого крестились новые обращённые
вместе со своими семьями, – этим подчеркивалась связь между крещением и
воскрешением Господним. В течение сорока дней до Пасхи читались молитвы в
знак того, что новые христиане желают поменять жизнь (отречение от
дьявола и его искушений, воссоединение со Христом в новой жизни). Этот
период года продолжительностью в сорок дней со временем перерос в
Великий Пост, во время которого все православные христиане постом и
долгими молитвами готовятся к Пасхе.
В наше время во многих странах христиане
представляют большинство населения, и поэтому крещение не совершается
более только на Пасху или в другие значимые христианские праздники, а
имеет место быть в течение всего года. В христианском обществе
новокрещённые почти всегда маленькие дети, для которых не так уж и важно
дождаться особого случая: наоборот, Церковь учит, что, как только детей
можно выносить из дома не рискуя их здоровьем, хорошо их крестить.
Обряд крещения восходит ко временам,
когда большинство новокрещённых были взрослые; сейчас в основном - это
дети, но иногда можно наблюдать настоящее возрождение массовых крещений
взрослых: как, например, в России после открытия церквей, разрушенных во
времена коммунистического режима.
ПОЧЕМУ МЫ КРЕСТИМ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ?
Крещение младенцев – традиционный обычай
Православной Церкви. На Западе многие протестантские деноминации
изменили эту вековую практику, утверждая, что надо крестить взрослых
людей или, по крайней мере, осознанных. Это нововведение основано на
том, что в Библии нет прямых указаний на крещение маленьких детей.
Правда и то, что в Новом Завете говорится о крещении первых обращённых
«со всеми их семьями», и под словом «семья» подразумеваются «все,
проживающие под одной крышей», включая детей.
Существует также еще один исторический факт: речь идёт о ритуальном очищающем омовении (mikvà),
через которое проходили все обращенные в иудаизм. Еще во времена Иисуса
Христа, те, кто приходил из язычества и хотел стать частью народа
Израиля, должны были пройти через ритуальное погружение в воду,
практикуемое на всех членах семьи, включая детей всех возрастов.
Поскольку первые христиане видели в крещении вступление в новый Израиль,
то есть в Церковь Христову, было вполне естественно вступать в неё
вместе со всеми членами своей семьи.
Если мы будем понимать крещение, как
наше участие в спасительной жизни Христа, которое приходит к нам через
Его смерть и воскресение, мы увидим, что это участие возможно для всех, и
Бог, конечно, не нуждается в осознанном приглашении именно взрослого
человека, чтобы одарить его Своею милостью.
Взрослый и сознательный выбор,
безусловно, важен, чтобы следовать за Христом. Именно по этой причине
крёстные родители должны поддерживать своих крестников до того возраста,
когда они сами смогут стать сознательными и активными членами Церкви.
ЧИН ОГЛАШЕНИЯ
Итак, посмотрим, как происходит сегодня
крещение в Православной Церкви. Первая часть таинства крещения
называется "чин оглашения". "Оглашенные" - это те, которые готовятся к
крещению через ознакомление с учением Церкви, катехизисом (с греческого,
catechesis означает "ответы на вопросы").
Чин оглашения происходит у дверей
церкви: на самом деле, крещение символически является той «дверью»,
которая позволяет нам войти в жизнь Церкви.
Четыре молитвы, читаемые в этой первой
части обряда, это молитвы, которые в древности читались над оглашенными в
определенные моменты их подготовки по овладению основами веры. В первые
века христианства этот процесс мог занимать длительное время (до трех
лет), и молитвы читались с большими промежутками одна от другой. Сегодня
молитвы прочитываются последовательно в один раз.
Чин оглашения представляет нам много
свидетельств полной перемены жизни и включает в себя ряд молитв по
изгнанию дьявола. Сегодня эти молитвы могут показаться преувеличенными
(особенно при крещении детей), но в случае первых язычников, обращенных в
христианство, период подготовки к принятию крещения означал именно
отречение от ложных верований, смешанных с элементами магии и бесовщины.
Этим объясняется желание полностью порвать с языческим прошлым и начать
новую жизнь на служение единому истинному Богу.
Молитвы по изгнанию дьявола
сопровождаются крестным знамением и дуновением священника на лоб, шею и
сердце кандидата: произносится прошение к Богу об отводе любого
пагубного воздействия на жизнь нового христианина и о его включении в
духовное стадо, Святую Церковь.
После молитв следует ряд вопросов,
которые напоминают нам о проверке, которую когда-то проходили взрослые
люди при крещении: трижды необходимо отказаться от сатаны и трижды
провозгласить своё единение со Христом. При запросах об отречении от
сатаны, все обращаются к дверям церкви, на запад (символ тьмы, где
умирает свет дня). Для усиления обряда отречения требуется подуть и
плюнуть в сторону запада. При исповедании верности Христу все
поворачиваются на восток (место, где рождается дневной свет и где
находится алтарь церкви, в честь света Христова, Света мира). Все
элементы - отречения, подутия и плевки, провозглашение о единении – всё
повторяется три раза, чем подчеркиваются и важность обязательства всей
жизни, и поклонение Таинству Троицы.
СИМВОЛ ВЕРЫ
Человек, который крестится, если
достаточно взрослый для прочтения молитвы, или один из его крёстных
родителей, читает Символ Веры (традиционно читается три раза, но в
современной практике часто читают один раз). Эта молитва - краткое
изложение наиболее важных истин христианской веры:
Верую во единаго Бога Отца,
Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во
единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога
истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас
ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от
Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при
Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий
день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки
грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет
конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во
едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение
во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Текст Символа веры был утверждён первымя
двумя Вселенскими Соборами, которые состоялись в Никее и
Константинополе в четвёртом веке. Ещё до соборов во всем христианском
мире использовались различающиеся, но очень схожие между собой
формулировки веры, в которых несколькими предложениями обозначалась вера
в Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Для начала жизненного пути в Церкви
Христовой необходимо знать основы веры. Вот в чём значение "проверки"
Символа Веры: во время прочтения этой молитвы человек, который крестится
(или его крёстные, если речь идёт о маленьком ребенке), представляет
доказательства того, что изучил основные христианские истины. Священник
же даёт благословение в знак одобрения церкви о принятии ею нового
члена: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание
истины приити" (I Тим 2:4). Путь жизни в Церкви - это путь к спасению,
но также к познанию истины.
После вероисповедания действие
перемещается к крещенской купели. Во многих старинных церквях рядом со
входом было отведено специальное место для крещения, где и размещалась
купель для погружения. Сегодня в большинстве православных храмов
используется специальная металлическая купель для крещения детей, но в
некоторых есть также особый баптистерий для взрослых. Расположение
баптистерия у входа в церковь подчёркивает значимость крещения для входа
в христианскую жизнь.
КРЕЩЕНИЕ
Обряд Святого Крещения начинается с
освящения купели каждением и молитвой. Молитвы и формулы по освящению
крещенской воды такие же, как при освящении святой воды, но в дополнение
читаются молитвы за того, кто собирается принять крещение. Одна из них
особенно интересна: "о еже быти ему сраслену и причастнику смерти и
воскресения Христа". Эта молитва напоминает нам о том, что наша
крещенская смерть (погружение) и крещенское воскресение (появление из
воды) - это наше участие в смерти и воскресении Господнем.
После освящения воды человек, который
креститься, получает первое символическое помазание освященным елеем,
которое также частично добавляется в крещёную воду. Это елеопомазание
еще не таинство миропомазания, а, скорее, ритуал подготовки к крещению.
Его происхождение лежит в практичном приёме обтирания маслом тела
крещаемого для более безопасного его погружения в холодную воду. Нам
надобно помнить, что особенно при крещении под открытым небом климат не
всегда благоприятен, а помазание елеем является отличной естественной
защитой от холода. К защитной функции позднее была добавлена символика
божественной защиты (как елей защищает организм, Божия благодать
защищает жизнь верующих), божественного присутствия в нашей жизни (как
елей, проникая через кожу, соединяется с нашим телом, так и благодать
Божия становится единой с нашей жизню) и духовной борьбы (как спортсмены
и борцы древности накладывали на себя масла, чтоб выскальзывать из
объятий противника, так и благодать Божия защищает нас от врага рода
человеческого).
Если когда-то всего человека мазали
елеем во время крещения, в наше время больше нет такой необходимости, и
служебные книги предусматривают только ряд небольших помазаний на лбу,
груди, спине, на ушах, ладонях и ступнях.
После такого помазания приходит черёд
самого погружения. В Православной Церкви формула при крещении следующая:
"Крещается раб Божий ... (или "Крещается раба Божия ...) во имя Отца
(первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа (третье
погружение)". Три погружения во имя лиц Святой Троицы обобщают нашу веру
в единого и Триединого Бога. Обратите внимание, что формула крещения от
первого лица "Я крещу вас...", используемая в католических и
протестантских церквях, является вариантом позднего средневековья,
который никогда не был принят Православной Церковью.
Новокрещёные после вытирания одеваются в
новую одежду, указывающую на новую жизнь во Христе, которая начинается с
этого момента. Одежда может быть специальной обрядовой (в некоторых
церквях для этой цели готовят белые туники по размеру) или же просто
чистой. Предпочтительно использовать белый цвет - "одется во Христа", о
чем говорит святой Павел в Послании к Галатам (3:27).
Маленькие дети для меньшего беспокойства
могут получить новые платья и не переодеватся сразу, а побыть еще
завернутыми в простыни или полотенца. В этом случае священник
накладывает над ними платье, произнося: "Облачается раб Божий (раба
Божья) ..., в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". А
переодеть детей можно в новую одежду перед выходом из церкви.
Вместе с новым платьем новокрещённый
получает нательный крестик, который, в зависимости от традиции, может
быть освящён погружением в ту же крещёную воду.
ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ
Сразу после крещения во время той же
службы происходит второе таинство христианского посвящения:
Миропомазание, или помазание святым Миром (на итальянском Cresima, на румынском Mirungerea).
Миро – это особый елей, благовонное масло, приготовленное путём
смешения десятков ароматических веществ на основе оливкового масла.
Традиционно подготовкой и освящением Миро занимается патриарх или глава
автокефальной православной Церкви.
Помазание святым Миром – это дар
человеку Святого Духа, как говорится в словах, сопровождающих помазание:
"Печать дара Духа Святаго". Миропомазание осуществляется в тех же
местах, где и ранее, вдобавок помазываются веки, ноздри и рот, чтобы
подчеркнуть возможность принятия всеми нашими чувствами божественного
Духа.
В Евангелии и в Деяниях Апостолов дар
Святого Духа был засвидетельствован различными жестами: дуновением (как у
Иисуса к апостолам в Евангелии от Иоанна, 20:22) и возложением рук (как
это происходило у апостолов в Деяниях, 8:17 и 19:6). Сегодня эти приёмы
не используются (но иногда встречаются в тех случаях, когда не
получается достать святое Миро по каким-либо веским причинам, например,
преследования и т.д.). Использование Миро уже в апостольский период
говорит о возможном завещании его Самим Иисусом. Маловероятно
существование Миро в ритуалах древнееврейской традиции.
Помазание святым Миром завершает
благодать крещения, привлекая, таким образом, в жизнь нового христианина
третье лицо Святой Троицы. Мы называем миропомазание, как и крещение,
"тайнством", потому что благодать, данная нам этими чинами, ускользает
от наших попыток какого-либо объяснения; и раз Сам Иисус не захотел
оставить апостолам полного их объяснения, мы можем быть уверены, что
последствия крещения и миропомазания действуют на нас, независимо от
нашего уровня человеческого понимания.
Крещёный и миропомазанный христианин
является полноценным членом Церкви во всех отношениях: "новое рождение" к
жизни Церкви дает мгновенный доступ к Святому Причастию, которое в
качестве духовной пищи может приниматься и детьми.
ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА
После помазания происходит шествие
вокруг купели: священник трижды торжественно обходит купель с
новокрещённым и его восприемниками и поёт слова апостола Павла: "Елицы
во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3:27). Этот стих
пели в первые века христианства, когда новокрещённые взрослые - часто в
большом количестве, облечённые в обрядовые одеяния – входили внутрь
церкви для причастия.
Затем читаются отрывки из Послания
апостола Павла к Римлянам и Евангелие от Матфея. В отрывке от апостола
Павла (Рим. 6:3-10) подчёркивается значение крещения как символической
смерти, которая делает нас причастниками воскресения Христа; отрывок от
Матфея (28:16-20) напоминает о поручении апостолам по поводу крещения.
Попробуем разобрать данное поручение на три его составляющих:
1 - научите все народы
2 - крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа
3 - уча их соблюдать всё, что Я повелел вам
Первая часть напоминает нам о важности
катехизации: крещение без предварительного обучения (такого, какое мы
пытаемся сделать этим текстом) - это крещение без основ, которое скоро
затухнет как лишь обязательное и рутинное мероприятие. Даже в случае с
детьми обучение должно быть произведено для родителей и крёстных.
Во второй части стиха не в чем упрекнуть православную традицию, сохранившую повеления Господа с большой точностью.
Третья часть говорит нам о том, что
обучение не заканчивается с крещением: наоборот, с этого момента
необходимо научить "соблюдать всё, что заповедал нам Господь", или,
другими словами, "жить христианской жизнью". Крещение делает нас членами
Церкви, и первое, о чем мы должны позаботиться, так это посещать её.
Новокрещённый, который не появляется в церкви, - это также абсурдно, как
школьник, который поступил в школу и не посещает уроки.
Ритуал заканчивается двумя
символическими действиями: омыванием и пострижением. Смывается с тела
новокрещённого святое Миро из уважения к освящённой материи. В прошлом
было заведено, что взрослые новокрещённые оставались на несколько дней в
церкви молиться, и в таком случае омывание производилось при выходе из
церкви (обычно на восьмой день). Данные правила применялись также к
маленьким детям, принося их в церковь на восьмой день для омывания.
Сегодня же является абсалютно нормальным совершать омывание святого Миро
в конце чина крещения.
Пострижение волос крещеного является
символическим знаком благодарности, выражением приверженности к
христианской жизни. Дарение волос воплощает в себе несколько значений:
оно экономически несущественно (Богу нельзя подарить ничего, что не было
бы уже Его), является частью нашего тела (это именно наш дар), это
безболезненная и некровная жертва (Христос положил конец кровавому
жертвенному умонастроннию Ветхого Завета). Это хороший символ для
первого дара, позволяющего нам понять, что мы должны дарить себя
свободно и безболезненно. Этим жестом и окончательным благословением
заканчивается православный обряд крещения.
ПРИЧАСТИЕ
Далее новокрещённого вводят в церковь:
священник ведет его/её к иконостасу, и если крещеный мужского рода, то
также в алтарь, в знак возможности получения священнического чина. Обряд
Воцерковления (на итальянском Ingresso in chiesa, на румынском Îmbisericire)
происходил, как и омывание, на следующий день после крещения, но в
сегоднешней практике происходит сразу после окончания обряда крещения.
Сразу после этого должно следовать
Святое Причастие, но часто крещение проводится во дни, когда не служат
Божественную Литургию. Если у новокрещённого имеются серьезные проблемы
со здоровьем, то его могут причастить из резерва для больных, но всё же
предпочтительно, чтобы первое Причастие произошло в ходе Литургии. Это
важный момент и с общественной точки зрения христианских таинств. В
случае крещения детей родители и крестные обязаны как можно скорее
причастить новокрещённого... И с этих пор не переставать посещать
церковь!
В Православной Церкви первыми
причащаются именно дети; частое причастие детей имеет своё значение,
хотя бы потому, что, когда (как правило, в подростковом возрасте)
человек, случается, осталяет практику религиозной жизни, то остаётся
сильное воспоминание о тех детских причастиях, и часто именно это
побуждает его вернуться в церковь.
МОЛИТВЫ СОРОКОВОГО ДНЯ
По древней еврейской традиции, которой
подчинилась и Божия Матерь после рождения Иисуса (Лк. 2:22),
Православная Церковь просит новоиспечённых матерей не приходить в
церковь до 40 дней после родов. По истечении этого периода женщина
входит в храм с младенцем и после особой молитвы становится вновь
причастной к церковной жизни.
Этот обычай, встречающийся и в традициях
языческих народов, является мерой уважения к матери, ослабленной после
родов. В то время как 40 дней считались "безопасным периодом" в менее
развитых с медицинской точки зрения обществах, на сегодняшний день, в
больницах с хорошим медицинским обслуживанием, это может показаться
излишним. Поэтому, если врачи считают, что мать находится вне опасности и
может спокойно выходить из дома ранее сорокового дня, возможно
прочтение молитв ко вступлению в церковь и ранее.
Обычно отстранение матери от церкви
заставляет родителей немного подождать с крещением ребенка, а это не так
уж и плохо, потому что новорожденный, как и его мама, травмирован после
родов. Крещение малыша может быть трудным в отсутствие матери, т.к. он
имеет к ней особую привязанность.
Главное, это помнить, что по окончании
40 дней, маме просто необходимо вернуться в церковь: предоставленный
после родов период отдыха не должен становиться предлогом для
дальнейшего непосещения службы. Ведь именно от мамы и её отношения к
вере новый христианин будет познавать жизнь в Церкви. |