domenica 1 dicembre 2013

Il testo della preparazione al battesimo è ora disponibile anche in russo: ringraziamo di cuore Alena per la sua eccellente traduzione, e speriamo che questo testo catechetico di base possa aiutare tutti quelli che si preparano a partecipare o ad assistere a un battesimo ortodosso. Chiesa Ortodossa Russa di Torino.

Подготовка к таинству Крещения в Православной Церкви 
 
Если вы читаете эти строки, значит, вас заинтересовал обряд крещения в Православной Церки. Возможно, вы собираетесь покрестить ваших детей; возможно, вас попросили быть крёстным родителем или же просто принять участие в Таинстве Крещения. На следующих страницах вы узнаете, как происходит обряд Крещения, и какого его значение.
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ «КРЕЩЕНИЕ»?
Слово «крещение» происходит от греческого слова baptismos, что буквально означает погружение. Итак, через погружение в воду происходит наше присоединение к Церкви Христовой.
Феномен водного крещения существовал до христианства в качестве различных ритуальных очищений, практикуемых в древней еврейской религии, но приобрел своё особое значение с момента погружения Иоанном Крестителем в воды Иордана Иисуса Христа.
Общий символизм погружения и появления вновь из воды связан со смертью и воскресением. Когда мы погружаемся в воду, мы «умираем» для жизни на поверхности (и на самом деле, если мы задержимся надолго, то можем умереть в самом прямом смысле), а когда мы появляемся из воды, этим мы возрождаемся для новой жизни.
Через крещение православные христиане таинственным образом становятся причастниками смерти и воскресения Христа, дарующего нам жизнь.
В наше время погружение в воду не практикуется в большинстве западных христианских церквей, заменивших его символическим «омовением» или «окроплением». Это привело к потере логической цепочки между главным элементом крещения и его значением: приобщиться к жизни, даруемой Христом, через Его смерть и воскресение.
Конечно, не всегда есть возможность целиком погрузить человека в воду. В истории Православной Церкви в основном больные и заключённые были «крещены» омовением головы водой (а иногда – расказывается в деяниях первых христианских мучеников – заключённым омывали руки или ноги, то есть те единственные части тела, которые они могли выставить из камеры...). И такие формы «погружения без погружения», в экстренных случаях, принимаются Церковью. Несмотря на это, когда условия позволяют, очень важно, чтобы действие, которым вводят в христианскую общину, было действием, помогающим понять наше участие в смерти и воскресении Христа.
КРЁСТНЫЕ РОДИТЕЛИ (ВОСПРИЕМНИКИ)
Родители ребёнка знают, что для крестин необходимо выбрать хотя бы одного мужчину (крёстного отца) или женщину (крёстную мать) в качестве особого свидетеля и гаранта крещения: церковые правила требуют наличия хотя бы одного крестного родителя (обычно того же пола, что и будущий крестник или крестница). Сейчас в большинстве церквей практикуется иметь двух крёстных, чаще всего это мужчина и женщина.
Учреждение крёстных (восприемников) – очень древний обычай. Во времена преследования первых христиан было крайне важным иметь кого-то, кто мог бы гарантировать серьёзность намерения вступающего в Церковь. Не менее важным было иметь руководителя, который мог бы передать опыт христианской жизни личным примером. И сегодня Церковь настаивает на руководящей роли крёстных отца и матери и просит их взять под свою ответственность воцерковление детей. Именно поэтому необходимо, чтобы крёстные родители были православными: честно говоря, нельзя требовать от человека следить за духовной жизнью другого христианина в не своей Церкви и вере!
Многие спрашивают, можно ли в качестве крёстных представить не двое, а больше людей. Православная Церковь допускает в составе «дополнительных» крёстных родителй христиан не православного вероисповедания, но всё же настаивает на том, чтобы «главные» крёстные (один или два) были православными и брали на себя основную роль наставника в вопросах веры.
Зачастую просят рассматривать в качестве восприемников людей, отсутствующих на момент крещения (например, близких друзей, проживающих в другой стране). Данное пожелание может быть обусловлено тесными родственными или дружескими связями. В таких случаях Церковь требует присутствия одного или двух крёстных, которые могли бы расцениваться как «представители» отсутствующих крёстных. В любом случае, хорошо, когда ребёнок может расчитывать на присутствие своих крёстных родителей, а не только на их дружбу. Ведь не легко следить за духовной жизнью другого человека на расстоянии.
КРЕЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН
В первые века Церкви, когда жизнь христиан подвергалась опасностям и преследованиям, и впоследствии, когда большая часть населения Римской Империи присоединилась к Церкви, к обряду крещения требовалась длительная подготовка.
Излюбленное время для крещения в те века был праздник Пасхи, во время которого крестились новые обращённые вместе со своими семьями, – этим подчеркивалась связь между крещением и воскрешением Господним. В течение сорока дней до Пасхи читались молитвы в знак того, что новые христиане желают поменять жизнь (отречение от дьявола и его искушений, воссоединение со Христом в новой жизни). Этот период года продолжительностью в сорок дней со временем перерос в Великий Пост, во время которого все православные христиане постом и долгими молитвами готовятся к Пасхе. 
В наше время во многих странах христиане представляют большинство населения, и поэтому крещение не совершается более только на Пасху или в другие значимые христианские праздники, а имеет место быть в течение всего года. В христианском обществе новокрещённые почти всегда маленькие дети, для которых не так уж и важно дождаться особого случая: наоборот, Церковь учит, что, как только детей можно выносить из дома не рискуя их здоровьем, хорошо их крестить.
Обряд крещения восходит ко временам, когда большинство новокрещённых были взрослые; сейчас в основном - это дети, но иногда можно наблюдать настоящее возрождение массовых крещений взрослых: как, например, в России после открытия церквей, разрушенных во времена коммунистического режима.
ПОЧЕМУ МЫ КРЕСТИМ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ?
Крещение младенцев – традиционный обычай Православной Церкви. На Западе многие протестантские деноминации изменили эту вековую практику, утверждая, что надо крестить взрослых людей или, по крайней мере, осознанных. Это нововведение основано на том, что в Библии нет прямых указаний на крещение маленьких детей. Правда и то, что в Новом Завете говорится о крещении первых обращённых «со всеми их семьями», и под словом «семья» подразумеваются «все, проживающие под одной крышей», включая детей.
Существует также еще один исторический факт: речь идёт о ритуальном очищающем омовении (mikvà), через которое проходили все обращенные в иудаизм. Еще во времена Иисуса Христа, те, кто приходил из язычества и хотел стать частью народа Израиля, должны были пройти через ритуальное погружение в воду, практикуемое на всех членах семьи, включая детей всех возрастов. Поскольку первые христиане видели в крещении вступление в новый Израиль, то есть в Церковь Христову, было вполне естественно вступать в неё вместе со всеми членами своей семьи.
Если мы будем понимать крещение, как наше участие в спасительной жизни Христа, которое приходит к нам через Его смерть и воскресение, мы увидим, что это участие возможно для всех, и Бог, конечно, не нуждается в осознанном приглашении именно взрослого человека, чтобы одарить его Своею милостью.
Взрослый и сознательный выбор, безусловно, важен, чтобы следовать за Христом. Именно по этой причине крёстные родители должны поддерживать своих крестников до того возраста, когда они сами смогут стать сознательными и активными членами Церкви.
ЧИН ОГЛАШЕНИЯ
Итак, посмотрим, как происходит сегодня крещение в Православной Церкви. Первая часть таинства крещения называется "чин оглашения". "Оглашенные" - это те, которые готовятся к крещению через ознакомление с учением Церкви, катехизисом (с греческого, catechesis означает "ответы на вопросы").
Чин оглашения происходит у дверей церкви: на самом деле, крещение символически является той «дверью», которая позволяет нам войти в жизнь Церкви.
Четыре молитвы, читаемые в этой первой части обряда, это молитвы, которые в древности читались над оглашенными в определенные моменты их подготовки по овладению основами веры. В первые века христианства этот процесс мог занимать длительное время (до трех лет), и молитвы читались с большими промежутками одна от другой. Сегодня молитвы прочитываются последовательно в один раз.
Чин оглашения представляет нам много свидетельств полной перемены жизни и включает в себя ряд молитв по изгнанию дьявола. Сегодня эти молитвы могут показаться преувеличенными (особенно при крещении детей), но в случае первых язычников, обращенных в христианство, период подготовки к принятию крещения означал именно отречение от ложных верований, смешанных с элементами магии и бесовщины. Этим объясняется желание полностью порвать с языческим прошлым и начать новую жизнь на служение единому истинному Богу.
Молитвы по изгнанию дьявола сопровождаются крестным знамением и дуновением священника на лоб, шею и сердце кандидата: произносится прошение к Богу об отводе любого пагубного воздействия на жизнь нового христианина и о его включении в духовное стадо, Святую Церковь.
После молитв следует ряд вопросов, которые напоминают нам о проверке, которую когда-то проходили взрослые люди при крещении: трижды необходимо отказаться от сатаны и трижды провозгласить своё единение со Христом. При запросах об отречении от сатаны, все обращаются к дверям церкви, на запад (символ тьмы, где умирает свет дня). Для усиления обряда отречения требуется подуть и плюнуть в сторону запада. При исповедании верности Христу все поворачиваются на восток (место, где рождается дневной свет и где находится алтарь церкви, в честь света Христова, Света мира). Все элементы - отречения, подутия и плевки, провозглашение о единении – всё повторяется три раза, чем подчеркиваются и важность обязательства всей жизни, и поклонение Таинству Троицы.
СИМВОЛ ВЕРЫ
Человек, который крестится, если достаточно взрослый для прочтения молитвы, или один из его крёстных родителей, читает Символ Веры (традиционно читается три раза, но в современной практике часто читают один раз). Эта молитва - краткое изложение наиболее важных истин христианской веры:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Текст Символа веры был утверждён первымя двумя Вселенскими Соборами, которые состоялись в Никее и Константинополе в четвёртом веке. Ещё до соборов во всем христианском мире использовались различающиеся, но очень схожие между собой формулировки веры, в которых несколькими предложениями обозначалась вера в Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Для начала жизненного пути в Церкви Христовой необходимо знать основы веры. Вот в чём значение "проверки" Символа Веры: во время прочтения этой молитвы человек, который крестится (или его крёстные, если речь идёт о маленьком ребенке), представляет доказательства того, что изучил основные христианские истины. Священник же даёт благословение в знак одобрения церкви о принятии ею нового члена: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися, и в познание истины приити" (I Тим 2:4). Путь жизни в Церкви - это путь к спасению, но также к познанию истины.
После вероисповедания действие перемещается к крещенской купели. Во многих старинных церквях рядом со входом было отведено специальное место для крещения, где и размещалась купель для погружения. Сегодня в большинстве православных храмов используется специальная металлическая купель для крещения детей, но в некоторых есть также особый баптистерий для взрослых. Расположение баптистерия у входа в церковь подчёркивает значимость крещения для входа в христианскую жизнь.
КРЕЩЕНИЕ
Обряд Святого Крещения начинается с освящения купели каждением и молитвой. Молитвы и формулы по освящению крещенской воды такие же, как при освящении святой воды, но в дополнение читаются молитвы за того, кто собирается принять крещение. Одна из них особенно интересна: "о еже быти ему сраслену и причастнику смерти и воскресения Христа". Эта молитва напоминает нам о том, что наша крещенская смерть (погружение) и крещенское воскресение (появление из воды) - это наше участие в смерти и воскресении Господнем.
После освящения воды человек, который креститься, получает первое символическое помазание освященным елеем, которое также частично добавляется в крещёную воду. Это елеопомазание еще не таинство миропомазания, а, скорее, ритуал подготовки к крещению. Его происхождение лежит в практичном приёме обтирания маслом тела крещаемого для более безопасного его погружения в холодную воду.  Нам надобно помнить, что особенно при крещении под открытым небом климат не всегда благоприятен, а помазание елеем является отличной естественной защитой от холода. К защитной функции позднее была добавлена символика божественной защиты (как елей защищает организм, Божия благодать защищает жизнь верующих), божественного присутствия в нашей жизни (как елей, проникая через кожу, соединяется с нашим телом, так и благодать Божия становится единой с нашей жизню) и духовной борьбы (как спортсмены и борцы древности накладывали на себя масла, чтоб выскальзывать из объятий противника, так и благодать Божия защищает нас от врага рода человеческого).
Если когда-то всего человека мазали елеем во время крещения, в наше время больше нет такой необходимости, и служебные книги предусматривают только ряд небольших помазаний на лбу, груди, спине, на ушах, ладонях и ступнях.
После такого помазания приходит черёд самого погружения. В Православной Церкви формула при крещении следующая: "Крещается раб Божий ... (или "Крещается раба Божия ...) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа (третье погружение)". Три погружения во имя лиц Святой Троицы обобщают нашу веру в единого и Триединого Бога. Обратите внимание, что формула крещения от первого лица "Я крещу вас...", используемая в католических и протестантских церквях, является вариантом позднего средневековья, который никогда не был принят Православной Церковью.
Новокрещёные после вытирания одеваются в новую одежду, указывающую на новую жизнь во Христе, которая начинается с этого момента. Одежда может быть специальной обрядовой (в некоторых церквях для этой цели готовят белые туники по размеру) или же просто чистой. Предпочтительно использовать белый цвет - "одется во Христа", о чем говорит святой Павел в Послании к Галатам (3:27).
Маленькие дети для меньшего беспокойства могут получить новые платья и не переодеватся сразу, а побыть еще завернутыми в простыни или полотенца. В этом случае священник накладывает над ними платье, произнося: "Облачается раб Божий (раба Божья) ..., в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". А переодеть детей можно в новую одежду перед выходом из церкви.
Вместе с новым платьем новокрещённый получает нательный крестик, который, в зависимости от традиции, может быть освящён погружением в ту же крещёную воду.
ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ
Сразу после крещения во время той же службы происходит второе таинство христианского посвящения: Миропомазание, или помазание святым Миром (на итальянском Cresima, на румынском Mirungerea). Миро – это особый елей, благовонное масло, приготовленное путём смешения десятков ароматических веществ на основе оливкового масла. Традиционно подготовкой и освящением Миро занимается патриарх или глава автокефальной православной Церкви.
Помазание святым Миром – это дар человеку Святого Духа, как говорится в словах, сопровождающих помазание: "Печать дара Духа Святаго". Миропомазание осуществляется в тех же местах, где и ранее, вдобавок  помазываются веки, ноздри и рот, чтобы подчеркнуть возможность принятия всеми нашими чувствами божественного Духа.
В Евангелии и в Деяниях Апостолов дар Святого Духа был засвидетельствован различными жестами: дуновением (как у Иисуса к апостолам в Евангелии от Иоанна, 20:22) и возложением рук (как это происходило у апостолов в Деяниях, 8:17 и 19:6). Сегодня эти приёмы не используются (но иногда встречаются в тех случаях, когда не получается достать святое Миро по каким-либо веским причинам, например, преследования и т.д.). Использование Миро уже в апостольский период говорит о возможном завещании его Самим Иисусом. Маловероятно существование Миро в ритуалах древнееврейской традиции.
Помазание святым Миром завершает благодать крещения, привлекая, таким образом, в жизнь нового христианина третье лицо Святой Троицы. Мы называем миропомазание, как и крещение, "тайнством", потому что благодать, данная нам этими чинами, ускользает от наших попыток какого-либо объяснения; и раз Сам Иисус не захотел оставить апостолам полного их объяснения, мы можем быть уверены, что последствия крещения и миропомазания действуют на нас, независимо от нашего уровня человеческого понимания.
Крещёный и миропомазанный христианин является полноценным членом Церкви во всех отношениях: "новое рождение" к жизни Церкви дает мгновенный доступ к Святому Причастию, которое в качестве духовной пищи может приниматься и детьми.
ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА
После помазания происходит шествие вокруг купели: священник трижды торжественно обходит купель с новокрещённым и его восприемниками и поёт слова апостола Павла: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3:27). Этот стих пели в первые века христианства, когда новокрещённые взрослые - часто в большом количестве, облечённые в обрядовые одеяния – входили внутрь церкви для причастия.
Затем читаются отрывки из Послания апостола Павла к Римлянам и Евангелие от Матфея. В отрывке от апостола Павла (Рим. 6:3-10) подчёркивается значение крещения как символической смерти, которая делает нас причастниками воскресения Христа; отрывок от Матфея (28:16-20) напоминает о поручении апостолам по поводу крещения. Попробуем разобрать данное поручение на три его составляющих:
1 - научите все народы
2 - крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа
3 - уча их соблюдать всё, что Я повелел вам
Первая часть напоминает нам о важности катехизации: крещение без предварительного обучения (такого, какое мы пытаемся сделать этим текстом) - это крещение без основ, которое скоро затухнет как лишь обязательное и рутинное мероприятие. Даже в случае с детьми обучение должно быть произведено для родителей и крёстных.
Во второй части стиха не в чем упрекнуть православную традицию, сохранившую повеления Господа с большой точностью.
Третья часть говорит нам о том, что обучение не заканчивается с крещением: наоборот, с этого момента необходимо научить "соблюдать всё, что заповедал нам Господь", или, другими словами, "жить христианской жизнью". Крещение делает нас членами Церкви, и первое, о чем мы должны позаботиться, так это посещать её. Новокрещённый, который не появляется в церкви, - это также абсурдно, как школьник, который поступил в школу и не посещает уроки.
Ритуал заканчивается двумя символическими действиями: омыванием и пострижением. Смывается с тела новокрещённого святое Миро из уважения к освящённой материи. В прошлом было заведено, что взрослые новокрещённые оставались на несколько дней в церкви молиться, и в таком случае омывание производилось при выходе из церкви (обычно на восьмой день). Данные правила применялись также к маленьким детям, принося их в церковь на восьмой день для омывания. Сегодня же является абсалютно нормальным совершать омывание святого Миро в конце чина крещения.
Пострижение волос крещеного является символическим знаком благодарности, выражением приверженности к христианской жизни. Дарение волос воплощает в себе несколько значений: оно экономически несущественно (Богу нельзя подарить ничего, что не было бы уже Его), является частью нашего тела (это именно наш дар), это безболезненная и некровная жертва (Христос положил конец кровавому жертвенному умонастроннию Ветхого Завета). Это хороший символ для первого дара, позволяющего нам понять, что мы должны дарить себя свободно и безболезненно. Этим жестом и окончательным благословением заканчивается православный обряд крещения.
ПРИЧАСТИЕ
Далее новокрещённого вводят в церковь: священник ведет его/её к иконостасу, и если крещеный мужского рода, то также в алтарь, в знак возможности получения священнического чина. Обряд Воцерковления (на итальянском Ingresso in chiesa, на румынском Îmbisericire) происходил, как и омывание, на следующий день после крещения, но в сегоднешней практике происходит сразу после окончания обряда крещения.
Сразу после этого должно следовать Святое Причастие, но часто крещение проводится во дни, когда не служат Божественную Литургию. Если у новокрещённого имеются серьезные проблемы со здоровьем, то его могут причастить из резерва для больных, но всё же предпочтительно, чтобы первое Причастие произошло в ходе Литургии. Это важный момент и с общественной точки зрения христианских таинств. В случае крещения детей родители и крестные обязаны как можно скорее причастить новокрещённого... И с этих пор не переставать посещать церковь!
В Православной Церкви первыми причащаются именно дети; частое причастие детей имеет своё значение, хотя бы потому, что, когда (как правило, в подростковом возрасте) человек, случается, осталяет практику религиозной жизни, то остаётся сильное воспоминание о тех детских причастиях, и часто именно это побуждает его вернуться в церковь.
МОЛИТВЫ СОРОКОВОГО ДНЯ
По древней еврейской традиции, которой подчинилась и Божия Матерь после рождения Иисуса (Лк. 2:22), Православная Церковь просит новоиспечённых матерей не приходить в церковь до 40 дней после родов. По истечении этого периода женщина входит в храм с младенцем и после особой молитвы становится вновь причастной к церковной жизни.
Этот обычай, встречающийся и в традициях языческих народов, является мерой уважения к матери, ослабленной после родов. В то время как 40 дней считались "безопасным периодом" в менее развитых с медицинской точки зрения обществах, на сегодняшний день, в больницах с хорошим медицинским обслуживанием, это может показаться излишним. Поэтому, если врачи считают, что мать находится вне опасности и может спокойно выходить из дома ранее сорокового дня, возможно прочтение молитв ко вступлению в церковь и ранее.
Обычно отстранение матери от церкви заставляет родителей немного подождать с крещением ребенка, а это не так уж и плохо, потому что новорожденный, как и его мама, травмирован после родов. Крещение малыша может быть трудным в отсутствие матери, т.к. он имеет к ней особую привязанность.
Главное, это помнить, что по окончании 40 дней, маме просто необходимо вернуться в церковь: предоставленный после родов период отдыха не должен становиться предлогом для дальнейшего непосещения службы. Ведь именно от мамы и её отношения к вере новый христианин будет познавать жизнь в Церкви.

Nessun commento:

Posta un commento